Культура

31Для описания процессов урегулирования научных дебатов Ф. Китчер предлагает некую компромиссную модель, содержащую как рационалисти­ческие, так и иррационалистические черты; она не претендует на опи­сание всех разногласий, но представляет типические характеристики многих конфликтов. Модель состоит из следующих утверждений.

1.  Решения научного сообщества достигаются тогда, когда достаточ­но много его влиятельных субгрупп соглашается (возможно, независимо

друг от друга, а возможно, скоординированно) модифицировать свои

практики неким частным способом.

2.  Ученые обычно ведомы внепознавательными целями так же, как и познавательными.

3.  Научное сообщество разнородно: существуют значительные разли­чия между его участниками в терминах индивидуальных практик, склон­ностей, наличной информации и т.п.

4.  В течение ранних фаз научной дискуссии деятельность, предпри­нимаемая будущими победителями, обычно не больше способствует

когнитивному прогрессу, чем деятельность тех, кто в конечном итоге окажется проигравшим.

5.  Научные дебаты прекращаются тогда, когда вследствие как интерак­ций участников между собой, так и интерактивных игр с природой (в т.ч. на

основе предыдущих решений модифицировать индивидуальные практики) в сообществе возникает мощный и обширный процесс, охватывающий модифицированные практики, подчиняющийся текущим стандартам науч­ности и явно превосходящий все прочие практики в достижении когнитив­ного прогресса.

Ф. Китчер указывает, что научные дебаты редко касаются какого-то узкого вопроса; они могут начаться по некоему конкретному поводу, но это

не более чем предлог; обычно конфликт приобретает длительный и запу­танный характер, разрастается по широкому фронту вопросов. Здесь отчет­ливо видна аналогия с военными действиями,  схватками (skirmishes). В ходе военных действий меняются паттерны и нападения, и защиты. На ранних стадиях конфликта позиции участников обычно спутаны, не специфицированы, но если стороны стремятся к достижению главной когнитивной цели и стараются выдвигать аргументы с удовлетворитель­ными свойствами (обоснованностью, логичностью и т.п.), то мы не можем

расценить общий процесс поиска как плохо приспособленный к научным целям. Позже одна из сторон открывает некоторый путь, который должен быть подробнее исследован для нахождения решения. И тогда возникает способствующий прогрессу (progress-promoting) процесс, охватывающий все большее число ученых. Этот процесс, будучи однажды запущенным, склоняет подавляющее большинство членов сообщества к подходящим модификациям научной практики. Это похоже на большую битву илифинальное наступление, которое завершает многие войны.