Сдержанный релятивизм

11Итак, любое познание — принципиально интерпретативно, а исход­ные позиции для интерпретации уходят в необозримую область начально­го дотеоретического понимания мира. Далеко идущим следствием этого положения оказывается тезис о принципиальном плюрализме интерпре­таций. Из него можно вывести идущие еще дальше иррационалистиче-ские следствия. И конечно, эти следствия были сформулированы и разви­ты (Р. Рорти, Ж. Деррида и др.). Однако те, кто не разделяет подобных положений, выдвинули возра­жения против антиметодологического радикализма И. Гадамера и созвуч­ных ему мыслителей.

2. Сдержанный релятивизм. Этой позиции сегодня молчаливо при­держиваются многие ученые-гуманитарии. Они достаточно безразлично относятся к нерешенности проблемы интерпретации на фундаменталь­но-философском уровне. Они, т.о, довольствуются скромным тезисом «пусть каждый продолжает заниматься своим делом». Это приводит к тому, что специалисты относят себя к какой-то вполне оформившейся исследовательской традиции и более или менее четко придерживаются ее методологического и идейного русла. Подобный подход можно охаракте­ризовать как теоретико-методологический партикуляризм. Акцент здесь сдвинут к тому, чтобы не заниматься анализом и оправданием предпосы­лок собственного направления на фоне прочих альтернатив, а просто про­должать развивать свой подход. Разумеется, остается надежда, что раз­личные течения со временем могут быть приведены к согласованности или взаимодополняемости. Но пока, происходит дальнейшее дробление научных областей и подходов.

Например, под этой маркой в современной психологии проходит по­иск гуманитарной парадигмы; это выражается в размножении концепций, подчеркнуто сторонящихся естественно-научной модели, при том неявно принимаемом допущении, что сам по себе широкий спектр трудносовмести­мых концепций уже является гарантией их гуманитарности.

В целом такую позицию можно назвать отложенным решением проб­лемы интерпретации.

3. Новое обоснование рациональности. Есть также немалое число ис­следователей, принявших вызов релятивизма. Они защищают ту точку зрения, что и общая укорененность науки в донаучных ориентациях об­щества и такое более конкретное обвинение, как вовлеченность ученого в социальные процессы, не сказываются фатальным образом на самой идее науки. Новое установление и обоснование рациональности должно, конечно, учитывать невозможность ученого стать идеальным наблюдате­лем, но нам следует, двигаясь дальше, выстраивать стратегию максималь­но достижимой рационалистической позиции.

Например, ценностная нейтральность гуманитарных наук действи­тельно является проблемой, но это не значит, что мы должны отказаться от поиска рационализирующих стратегий. Наоборот, это заставляет нас быть более внимательными. Р. Хеар предупреждает о том, что язык мора­ли содержит т.н. вторично оценивающие слова, которые незаметно вовле­кают нас в оценочные речевые практики (скажем, «ленивый» как оппози­ция «индустриальному»), и концентрацией таких слов можно создать скрытое оценочное давление в сугубо дескриптивной речи. Тем не менее с этим трюком вполне можно справиться и занять максимально критиче­скую позицию1.