Специфики метода

4Так, касаясь специфики метода, мы увидим в гуманитарных науках достаточно противоречивую тенденцию — отстаивание собственной методологической автономии и одновременно продолжающееся усвое­ние уроков естественно-научной парадигмы. Цель естественных и гуманитарных наук тоже не может быть сегодня окончательно определена как однозначно генерализирующая или инди­видуализирующая. Многим гуманитарным дисциплинам свойственна приверженность в качестве идеала к обобщающим теориям, позволяю­щим провести далеко идущие генерализации, объяснить с единых пози­ций разнообразие феноменов. Естественные же науки в последний период, наоборот, интенсивно занимаются проблемой неповторимого, случайного, индивидуального. Они изучают необратимые события, в ко­торых существенно задействован фактор асимметричного времени. Что же касается предмета и функций научного знания в сравниваемых регионах науки, то следует отметить, что естественные науки тоже стали заметно тяготеть в последние десятилетия к изучению объектов, отмечен­ных изначальным присутствием человека. Это касается в первую очередь исследований сверхсложных объектов (экологических, технических, информационных), предпринятых в рамках синергетического подхода. Усиливается  и  смысложизненная  значимость естественно-научных

исследований. Однако складывающаяся тенденция сближения естест­венно-научного и гуманитарного знания не должна вызывать у нас слиш­ком радужных ожиданий и принятия желаемого за действительное. До провозглашаемого сегодня многими синтеза наук в реальности пока очень далеко.

Вероятно, есть необходимость бы говорить о различии гуманитарного и естественного знания, скорее по совокупности их традиционно сло­жившихся конкретных различий, чем исходя из какого-то решающего признака. Что же касается противоположного вопроса — вопроса о том, сходятся ли эти два региона на каком-то общем знаменателе — то наибо­лее правдоподобной является та идея, что общим знаменателем всех наук естественным образом является рациональность в широком смысле сло­ва. Действительно, науки могут быть раздроблены и оторваны сколь угод­но друг от друга, однако охватывающий их фундаментальный контекст рациональности, т.е. рационального изучения возникающих перед нами проблем, продолжает оставаться почвой универсального, хотя и не дирек­тивного единства. (Хотя, как мы говорили в § 4.5, сегодня сама тема ра­циональности остается для многих под вопросом; и пока это так, для них остается под вопросом и единство наук, да и само научное предприятие в целом.)