Ф. Китчер: модель саморегулирующегося процесса

книгиОбсуждение научных проблем и принятие решений осу­ществляются по всей разветвленной сети содержательных компонентов и составляющих, научной деятельности, по множеству взаимосвязанных каналов критики и аргументации. Таким образом, ясно, что в науке нет принципиально не подлежащих обсуждению предпосылок, поэтому рацио­нальное разрешение разногласий и рациональное достижение консенсуса действительно происходят, хотя это и достаточно сложный, однозначно недетерминированный и порой даже болезненный процесс. Разрешение проблем происходит путем последовательного расширения согласия, т.к. никогда не бывает абсолютного расхождения во всем, а есть некоторое соче­тание областей расхождения и областей согласия. «Поскольку теории, мето­дологии и аксиологии составляют вместе некую обосновательную триаду, мы можем использовать те концепции, в отношении которых достигнуто со­гласие, для того чтобы уладить остающиеся области расхождения»1. Еще одним результатом Л. Лаудана оказывается отвержение предпо­сылки о какой-либо единой направленности науки: научное познание пред­ставляет собой многостороннее и многоплановое предприятие с трансфор­мирующимися целями и ценностями. Поэтому говорить о прогрессе науки мы можем не в абсолютном смысле, а всегда лишь относительно той или иной определенной совокупности целей.

Итак, научное предприятие постоянно перестраивается, согласовывая в новых конфигурациях свои знания, методы, ценности. Однако сущест­вует единое направление научных изменений. Эту точку зрения защищает Филип Китчер в «Продвижении науки» (1993). Главная когнитивная цель науки — достижение существенных истин, под которыми понимается распознавание объективных закономерностей в мире. Цель науки не зави­сима от времени, научной области и от того, какими способами сооб­щество собирается ее достичь. В противовес Л. Лаудану, отрицающему инвариантное множество целей, которое было бы характерно для всех наук, Китчер различает главную цель науки и объективно лучшие пути ее достижения, и внутренние характеризации целей при обсуждении сооб­ществом актуальных научных вопросов. Научные дебаты, описанные Л. Лауданом, — это часть самой научной практики, которая занята посто­янным разрешением текущих задач и постоянно трансформируется в про­цессе их решения. В ходе обсуждений происходит спецификация целей, принципов, проблем. Главная же цель науки является внешней: она нахо­дится вне научных практик и является объективным ориентиром продви­жения науки.