Психология научного творчества — относительно молодая ветвь психологической науки; она начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. и вскоре приобрела самостоятельность. Определенный прогресс в этой области был достигнут примерно в середине XX в., когда от представлений о принципиальной уникальности творческого акта и творческой личности психологи перешли к воззрению на творчество как на нечто доступное каждому человеку. Это позволило поднять вопрос об изучении психологических факторов и разработке методов, способных стимулировать творческие способности, присущие каждой личности. Действительно, существуют факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на процессы творческого поиска. К положительным относятся развитое воображение, ассоциативное мышление, предыдущий опыт успешной исследовательской деятельности, уверенность в своих силах, интеллектуальная независимость, сильная мотивация. К отрицательным — психологическая ригидность (стремление действовать по шаблону), чрезмерное влияние авторитетов, страх перед возможной неудачей и т.п. Творческая активность — особое качество психической деятельности. Как заметила М. Фергюсон, у творческих натур «сознание почти всегда находится в измененном состоянии», «их обыденное сознание во время бодрствования представляет собой как бы открытый порт, в котором в любую минуту идет выгрузка богатств, доставляемых из подсознания»1. Процессам творчества присущ определенный фоновый режим повышенной готовности и поисковой предприимчивости. Д.Б. Богоявленская выделила особую характеристику интеллектуальной активности, которая является экспериментально проверяемой и даже измеряемой. Она называет ее интеллектуальной инициативой: это как бы избыток активности, продолжаемый за пределы требуемого, когда происходит постановка проблемы на новом уровне, так что анализируется уже не столько сама исходная задача, сколько закономерности, ведущие к решению задач подобного класса2.
Понимание того, что творческое состояние характеризуется повышенным фоном психической активности; позволяет глубже раскрыть и тему научного открытия. На первый взгляд кажется, что множество открытий оказывается своеобразными подарками судьбы (например, случайное открытие радиоактивности А. Беккерелем). В таких ситуациях ученый занимается поиском чего-то другого, но побочный продукт этого поиска неожиданно приобретает самостоятельное и фундаментальное значение. Действительно, в науке, вероятно, чаще получается так, что новация оказывается не результатом прямого поиска, а побочным продуктом предыдущей деятельности по решению частных задач3.