Когнитивный подход

7В последние десятилетия активно развивается т.н. когнитивный под­ход в философии науки, который иногда расценивают как новый путь по сравнению с логическим и историческим ракурсами в философии науки. Этот подход основан на результатах группы когнитивных наук: когнитив­ной психологии, исследований в области искусственного интеллекта, ис­следований нейронных структур1. Действительно, когнитивные науки достигли в последнее время значительных успехов. Мы сегодня гораздо лучше представляем себе, как происходят познавательные процессы. Как заявляет Пауль Черчланд, последовательно разрабатывающий нейро-компьютерную перспективу в философии науки, мы сегодня в общем доста­точно хорошо представляем себе работу мозга, настолько, чтобы выдвигать существенные утверждения о научном познании и научном рассуждении. Группа когнитивных наук вводит в философию науки новые объясни­тельные модели. Стратегия когнитивного подхода состоит в изучении процессов индивидуального творческого мышления в науке, выявлении и описании его закономерностей.

Например, совершенствование компью­терной техники позволило существенно прояснить и промоделировать принципы исследовательской работы. У истоков этого направления стоял нобелевский лауреат Херберт Саймон, призвавший разрабатывать прог­раммы открытия1. Сторонники этого направления исходят из допущения, что в творческом процессе нет ничего (или почти ничего) необъективируемого; приемы, которые эффективно сокращают число проб и ошибок, впол­не могут быть сформулированы явно. Исследователями были созданы различные компьютерные программы, которые могут распознавать эмпирические закономерности, используя эвристические стратегии. Так, известная программа BACON при введении в нее данных о положе­ниях планет легко генерирует законы Кеплера. Когнитивный подход открыт для интеграции с прочими подходами. Его сторонники утверждают, что модели когнитивных наук должны быть интегрированы с моделями, учитывающими социальные интеракции между учеными. Он не претендует на исчерпывающее объяснение науч­ной динамики, но вносит свой вклад в распутывание таких проблем, как, например, проблема несоизмеримости и т.п. и является современной инте­ресной и перспективной областью исследований.