Дискуссия о специфике законов и объяснений в общественных науках

чашкиПозже Вильгельм Дильтей выдвинул герменевтику на роль общей ме­тодологии гуманитарного познания. Он придал искусству интерпрета­ции акцентированный интуитивно-психологический смысл. С его точки зрения понимание базируется на эмпатии, сопереживании. В поздних ра­ботах В. Дильтей пытался выйти к более объективистской позиции, к изу­чению устойчивых культурно-исторических структур, но так и не преодо­лел исходные субъективистские рамки.

Итак, обобщенный проект обоснования гуманитарных наук, связан­ный с именами В. Дильтея, И. Дройзена, Г. Зиммеля и другими, стали называть герменевтическим. Его первоначальными чертами были:

1)  интуитивизм (основой методологии являются интуитивные акты по­нимания);

2)  психологизм (содержанием актов понимания является внутренний мир в психологистском смысле, или область переживаний);

3)  антипозитивизм (естественно-научные образцы научности неприме­нимы к гуманитарному познанию).

Другое направление исследований методологии гуманитарных наук оформилось позже в русле совсем иной традиции: в рамках т.н. аналити­ческой философии. Ее представители, первоначально следовавшие нео­позитивистской программе, были ориентированы на логический анализ научного языка и уточнение стандартов научности, которые предполага­лись едиными для всех наук. В этой перспективе вновь были подняты вопросы о самобытности гуманитарного познания. Непосредственным поводом послужила статья Карла Гемпеля «Роль общих законов в истории» (1942). В ней он распространил свою дедук-тивно-номологическуюмодель научного объяснения (см. § 1.3) на истори­ческие науки. Согласно К. Гемпелю исторические науки, хотя и не пользу­ются в явном виде понятием научного закона (как это представлено в естественных науках), тоже базируются в своих построениях на тех же самых логических схемах, на подведении объясняемого явления иод бо­лее общий закон, из которого объясняемое может быть дедуцировано. На­пример, в объяснении «революция была вызвана растущим недоволь­ством народа» скрыто используется общее утверждение «растущее недовольство народа всегда создает опасность революции», которое яв­ляется посылкой дедуктивного вывода. Однако интуитивное представле­ние методологов о том, что все-таки исторические объяснения следуют каким-то другим ориентирам, послужило основой для жесткой критики предложенной К. Гемпелем концепции и заставило задуматься над тем, чем же именно обществоведческие стандарты научности отличаются от естественно-научных.