Научная дисциплина как носитель крупных изменений

первобытная культураСреди отечественных работ, внесших вклад в понимание динамики науч­ного знания, следует отметить серию исследований B.C. Степина. Вкратце остановимся на некоторых его идеях. Единицей анализа научного знания для B.C. Степина служит научная дисциплина как полисистемная развиваю­щаяся область теоретических знаний. В науке осуществляется постоянный обмен и между научными областями, и между самостоятельными блоками внутри дисциплины. В соответствии с этим можно выделить два вида круп­ных преобразований, или революций, — революции, в которых доминиру­ют процессы внутридисциплинарного развития знаний, и процессы, иду­щие за счет междисциплинарных связей, «прививок» парадигмальных установок одной науки относительно другой. Как правило, эти способы сосуществуют. Поэтому при анализе научных изменений лучше говорить о преобладании какого-то из типов в данной ситуации. Внутридисциплинарные процессы входят в режим интенсификации

в случае столкновения с неким новым объектом или явлением. Но воз­можны и более мягкие способы интенсификации исследований, когда научные знания транслируются в данную дисциплину из других областей. B.C. Степин подчеркивает, что процессы междисциплинарного взаимо­действия оказались в целом хуже изученными, хотя на них приходится большая нагрузка в реальной истории науки. Трансляция элементов и структур из одних областей в другие является ключевым фактором воз­никновения и развития многих научных дисциплин. Например, во второй половине XVII в. Р. Бойлем была выдвинута прог­рамма, транслировавшая в химию принципы и образцы объяснений, сфор­мировавшихся в механике; первые попытки ее проведения были не совсем удачными, но она плодотворно заработала позже, во времена А. Лавуазье, обеспечив платформу становления новой химии. B.C. Степин напоминает также о том, что рождение генетики было связано с переносом Г. Менделем статистических методов в биологию, а также приводит другие примеры взаимодействия различных дисциплин.

В трансляционных процессах важную роль играет картина мира, так, «встреча» физических теорий в ходе конструирования охватывающей теоретической схемы оказывается возможной благодаря отображению их собственных теоретических схем на физическую картину мира, которая выступает интегрирующим началом по отношению к другим компонен­там теоретических знаний физики. Согласно B.C. Степину научные революции могут быть разных типов в зависимости от обширности тех преобразований, которые они вызыва­ют. Существуют по крайней мере два типа перестройки системы научных

знаний: революции, связанные с изменениями дисциплинарной онтоло­гии, но без существенного изменения идеалов и норм исследования, и бо­лее радикальные революции, которые характеризуются сменой идеалов и норм, а также философских оснований науки. Пример революции пер­вого вида — переход от механической картины мира к электродинамиче­ской (XIX в.), революция второго вида — переход от классической к не­классической науке, связанный со становлением квантово-релятивистскихтеорий. В подобных массивных преобразованиях происходит смена самого

типарациональности