Существенное потрясение знаний, которое мы называем революционным, как правило, выходит за рамки одной дисциплины, оказывает влияние на многие науки, а также на сферу культуры и повседневные взгляды. В этом случае подвергаются пересмотру даже представления здравого смысла, как это было, например, в связи с выступлениями Н. Коперника, Н.И. Лобачевского, А. Эйнштейна. Это, пожалуй, самый сильный и яркий эффект научных революций, и, конечно, в истории науки таких глобальных революций было немного. В то же время в различных областях наук тоже происходят крупные изменения, которые специалисты расценивают как революционные. В каждом случае речь идет о каком-то значительном событии, и, надо полагать, профессионалы имеют право квалифицировать
это событие как весьма серьезное для данной области знаний. Таким образом, разговор о научных революциях означает лишь маркирование каких-либо существенных изменений в науке и оставляет пространство для более детального анализа как единиц изменений, так и конкретных причин преобразований, их механизмов, следствий (ближайших научных и более широких междисциплинарных и социокультурных) и т.п.
Укажем на некоторые предложения, касающиеся более детальной типологии научных революций.
Прежде всего предлагают различать революции по степени их масштабности — крупные, средние, малые, по мнению В.В. Казютинского, Н.И. Родного. Так, Н.И. Родный выделяет:
1) глобальные революции, формирующие совершенно новый взгляд на мир;
2) революции в отдельных фундаментальных науках, преобразующие их
основы, но не содержащие глобального мировоззренческого переворота;
3) ‘ микрореволюции, суть которых состоит в создании новых теорий
в различных научных областях1.
Н.И. Кузнецова и М.А. Розов указывают основания для различения научных преобразований по их содержательным результатам; в зависимости от трансформации того или иного параметра научного познания можно выделять и четыре типа изменений, таких как:
1) появление новых фундаментальных концепций;
2) разработка (или заимствование) новых методов исследования;
3) открытие новых объектов исследования;
4) формирование новых методологических программ.
Поскольку названные параметры взаимосвязаны, то обычно крупное научное изменение является многоаспектным, т.е. затрагивает сразу несколько параметров2.