Однако еще Э. Мах в свое время подчеркивал, что автору открытия присуще особое «напряжение внимания». Для того чтобы совершить открытие, необходимо быть уже достаточно подготовленным к этому. Так, ярким примером случайной находки является открытие условного рефлекса И.П. Павловым. Как известно, первоначально Павлов занимался физиологией пищеварения, но в 1901 г. им было замечено явление, не предусмотренное в его плане работы, выражавшее собой связь сигнала внешней среды и физиологической реакции. Павлов, конечно, мог оставить его без внимания, однако он сразу увидел значение этого явления; он принялся тщательно изучать обнаруженный феномен, существенно изменив свои исследовательские интересы. Эти исследования привели к разработке основ физиологии высшей нервной деятельности. Психологи различают в научном творчестве две стороны — собственно познавательную (или когнитивную) и мотивационную. Когнитивная составляющая связана с содержательными аспектами самой исследовательской ситуации. Мотивационная составляющая означает личное значение для исследователя решаемой им проблемы, степень вовлеченности, заинтересованности индивида в нахождении решения. Опыт показывает, что талантливые ученые обнаруживают более сильную степень мотивации в своих исследованиях. Роль мотивации настолько велика, что некоторые психологи даже приходят к выводу, что отличие талантливого работающего ученого от непродуктивного коллеги следует искать не столько в особых умственных способностях, сколько именно в силе мотивации. Высокий уровень мотивации у исследователя — это демонстрируемые им целеустремленность, устойчивый интерес к предмету, общая интеллектуальная энергетика.
Совокупность конкретных мотивов, руководящих деятельностью продуктивного ученого, может быть весьма разнообразной. Здесь и особое интеллектуальное наслаждение от самого процесса творчества и связанного с ним вдохновения, и удовлетворение нравственных и эстетических потребностей, и дух соперничества, и чувство социальной значимости научного труда, и личностная самореализация. Погружение ученого в изучение природных и общественных явлений вызывает у него спектр эмоционально возвышенных переживаний. Достаточно вспомнить высокий религиозный пафос и восторг Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, вызванный их теоретическим продвижением к глубинам мироздания, проникновением в смысл мировой гармонии. Мотивация научного творчества представляет собой сложное пересечение различных факторов, которые, конечно, образуют присущий каждому ученому собственный индивидуальный «рисунок» мотивов. Тем не менее существуют общие предпосылки мотивации креативного поведения. Несомненно, к важнейшим предпосылкам относятся такие, как свобода творчества (свобода выбирать предмет и средства исследования), причастность в своем профессиональном становлении к элитным, продуктивно работающим научным школам и, конечно, социальные поддержка и признание.