Процесс познавательного продвиже­ния

6Но прежде чем говорить о последующих поворотах этой темы, сле­довало бы справедливости ради указать и на достоинства оригинальной позиции К. Гемпеля. Его взгляды были интереснее, чем инкрими­нированное ему упрощенное понимание гуманитарного анализа как простого подведения исторических объяснений под расхожие общие истины. К — Гемпель указывает на то, что, хотя логическая структура объяснения является дедуктивно-помологической, в реальной практике исторического анализа используются лишь «наброски объяснений», т.к. лежащие в их основании общие допущения обычно трудно выделить в явном виде. В итоге цепочка исторического рассуждения уходит кор­нями в весьма неопределенную и почти необозримую совокупность предпосылок и установок историка. Как мы можем оценить валидность его построений? Для этого необходимо продвигаться в направлении максимально возможного выявления и реконструкции всех тех допуще­ний, которые историк молчаливо счел само собой разумеющимися. Мы должны быть внимательнее к самому объяснительному каркасу иссле­дователя. И тогда мы сможем оценить силу его объяснительных гипо­тез, их область и эмпирическую базу. Подробный анализ, как подчерки­вает К. Гемпель, «часто показывает, что предлагаемые объяснения слабо обоснованы или вовсе неприемлемы». Например, заявляют, что событие было детально объяснено, а оказывается, что ему была дана только об­щая характеристика. Замечательно, что, помимо прочего, К. Гемпель критикует и процедуру психологического вживания за методологиче­скую недостаточность. Таким образом, Гемпель защищает идеалы рацио­нальности в исторических науках.

Процесс познавательного продвиже­ния должен быть, по К. Гемпелю, «постепенно растущим уточнением», последовательным рационализирующим предприятием1. Следующую главу этой темы открыл У. Дрей В «Законах и объяснении в историческом познании» (1957). Он сосредоточился на теме объяснения

поступков исторических личностей. Специфическая задача историка — выяснить, почему были совершены те или иные поступки; это прежде всего касается тех ситуаций, где мотивы поступков неочевидны. В этом случае стратегия исследователя состоит в том, чтобы восстановить рациональ­ность данного, кажущегося непонятным действия. Военный просчет Людо­вика XIV У. Дрей освещает в более разумном свете, показывая стоящие за ним вполне разумные ожидания короля. Итак, У. Дрей пытается показать, что специфический смысл исторического объяснения состоит совсем не в том, чтобы подвести событие под общие утверждения в стиле естествен­ных наук, а в том, чтобы вскрыть структуру рациональных установок, из которых в данных обстоятельствах исходили исторические деятели. Стоит обратить внимание на то, что подход У. Дрея, как и К. Гемпеля, тоже явля­ется объективизирующим: акцент делается не на постижение уникального внутреннего мира другой личности, а на выявление его рациональных, т.е. универсальных допущений и расчетов, которые допустимо ожидать от вся­кого, кто окажется в данных обстоятельствах.