Проблема мотивации творчества

30Однако еще Э. Мах в свое время подчеркивал, что автору открытия присуще особое «напря­жение внимания». Для того чтобы совершить открытие, необходимо быть уже достаточно подготовленным к этому. Так, ярким примером случай­ной находки является открытие условного рефлекса И.П. Павловым. Как известно, первоначально Павлов занимался физиологией пищеварения, но в 1901 г. им было замечено явление, не предусмотренное в его плане работы, выражавшее собой связь сигнала внешней среды и физиологиче­ской реакции. Павлов, конечно, мог оставить его без внимания, однако он сразу увидел значение этого явления; он принялся тщательно изучать обнаруженный феномен, существенно изменив свои исследовательские интересы. Эти исследования привели к разработке основ физиологии высшей нервной деятельности.  Психологи различают в научном творчестве две стороны — собственно познавательную (или когнитивную) и мотивационную. Когнитивная состав­ляющая связана с содержательными аспектами самой исследовательской ситуации. Мотивационная составляющая означает личное значение для ис­следователя решаемой им проблемы, степень вовлеченности, заинтересован­ности индивида в нахождении решения. Опыт показывает, что талантливые ученые обнаруживают более сильную степень мотивации в своих исследова­ниях. Роль мотивации настолько велика, что некоторые психологи даже приходят к выводу, что отличие талантливого работающего ученого от не­продуктивного коллеги следует искать не столько в особых умственных способностях, сколько именно в силе мотивации. Высокий уровень мотива­ции у исследователя — это демонстрируемые им целеустремленность, устойчивый интерес к предмету, общая интеллектуальная энергетика.

Совокупность конкретных мотивов, руководящих деятельностью продуктивного ученого, может быть весьма разнообразной. Здесь и осо­бое интеллектуальное наслаждение от самого процесса творчества и связан­ного с ним вдохновения, и удовлетворение нравственных и эстетических потребностей, и дух соперничества, и чувство социальной значимости на­учного труда, и личностная самореализация. Погружение ученого в изуче­ние природных и общественных явлений вызывает у него спектр эмоцио­нально возвышенных переживаний. Достаточно вспомнить высокий религиозный пафос и восторг Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, вызван­ный их теоретическим продвижением к глубинам мироздания, проникно­вением в смысл мировой гармонии. Мотивация научного творчества представляет собой сложное пересе­чение различных факторов, которые, конечно, образуют присущий каж­дому ученому собственный индивидуальный «рисунок» мотивов. Тем не менее существуют общие предпосылки мотивации креативного поведе­ния. Несомненно, к важнейшим предпосылкам относятся такие, как сво­бода творчества (свобода выбирать предмет и средства исследования), причастность в своем профессиональном становлении к элитным, про­дуктивно работающим научным школам и, конечно, социальные поддержка и признание.