Теперь обратимся к теоретическим методам гуманитарных наук на уровне логических операций. Помимо общераспространенных действий (см. § 2.7), в гуманитарном познании весьма развито построение различных типологий. Например, тематизируются и изучаются типы общества, культур, социальных институтов, личностей и т.п. Этот метод был применен немецкими гуманитариями еще в XIX в. В. Дильтей рассматривал тип как представление, базирующееся на совокупности фактов. Но заслуга в разработке и введении в гуманитарную методологию этого понятия принадлежит Максу Веберу (1864-1920). Благодаря М. Веберу типологизирующая методология стала претендовать на универсальное значение для гуманитарного познания. М. Вебер предложил категорию «идеальный тип», задав направление для дискуссий, отголоски которых можно встретить и сейчас.
В трактовке М. Вебера понятие идеального типа имело весьма интересное значение. М. Вебер вполне осознавал сложность проблемы интерпретации (§ 5.2). Сформулируем ее здесь как задачу добиться максимально объективной значимости анализа в условиях частной исходной позиции. Специфический интерес исследователя обусловлен его культурными, социальными, этическими установками. Мы вычленяем предмет исследования из исторической тотальности как существенный на том основании, что он интересен для нас с нашей (локальной) точки зрения. Но дальнейшая разработка конкретных содержательных связей, касающихся этого феномена, должна проходить по общезначимым стандартам. Корректная аргументация, как писал М. Вебер, «должна быть признана правильной и китайцем», который может при этом не соглашаться но существу с нашими ценностями и идеалами. В этой связи и возникает методология идеальных типов.
Идеальный тип сконструирован с подчеркнуто частных, локальных позиций. Это освобождает нас от бессмысленного поиска объективной наблюдательной позиции. Идеальный тип — это понятие-индивид (индивидуальный концепт), в котором сконцентрированы существенные для нашего (локального) исследовательского интереса признаки. Однако функционирование этого понятия в системе научного продвижения подчиняется всем нормам общезначимости. Идеальный тип должен быть внутренне последователен и непротиворечив; он сложным образом соотносится с эмпирическими феноменами действительности, погружается в контекст предметных рассмотрений, служит основой для разработки теоретических гипотез, обнаруживает (или не обнаруживает) свою плодотворность для дальнейшего понимания социально-исторических явлений. Иными словами, он становится опорой дальнейшего рационализирующего продвижения.