Итак, подход Хэнсона заставил науковедов пересмотреть ставшие почти общепринятыми представления о том, что процессы научного творчества существенно внелогичны, рационально не моделируемы. Однако было еще одно важное следствие: подход Хэнсона способствовал размыванию границы между контекстом открытия и контекстом обоснования. Действительно, переход от фактов к гипотезе, производимый в ретро-дуктивном рассуждении посредством нахождения разумного основания для гипотезы, оказывается одновременно и открытием нового теоретического утверждения, и предварительным обоснованием того же самого утверждения! Сегодня многие исследователи настаивают на том, что открытие и обоснование вообще являются единым непрерывным процессом, в котором различать стадии можно лишь с большой долей условности: уже само выдвижение гипотезы происходит с ее одновременной оценкой и первичной проверкой. С другой стороны, разработка и обоснование гипотезы происходят в пространстве, открытом для новых творческих решений. Важно также отметить конструктивный смысл самого акта обоснования. Давно замечено, что в процессе обоснования мы приобретаем больше знания об обсуждаемом предмете, чем имели на интуитивном уровне; в аргументативном рассмотрении мы наделяем объект новыми характеристиками, проясняем его значимые черты, устанавливаем взаимосвязи с другими объектами. Итак, в ходе изучения научного познания исследователи пришли к необходимости сблизить контексты открытия и обоснования и заняться поиском новых логико-методологических средств анализа научного мышления. Постараемся подробнее рассмотреть путь, который проходит творческое мышление от столкновения с проблемой до нахождения решения. Возможно, нам удастся при этом увидеть и оценить, в какой мере процесс научного поиска является рациональным и в какой мере он использует иррациональные факторы. Какими способами удобнее представить процесс научного поиска? Можно как:
1) некую временную последовательность действий и состояний; в этом случае мы получим линейную модель, получившую достаточное распространение среди исследователей творчества;
2) представление научного поиска в виде системно организованной совокупности задач и исследовательских действий; здесь мы сосредоточиваемся на изучении содержательных связей поискового процесса, заданных самими структурными компонентами проблемной ситуации. В этом случае мы получаем структурно-системную модель научного поиска.