У. Ньютон-Смит: возможности рациональных моделей

духовная культура племенТаким образом, когда мы говорим о рациональном характере актов принятия решения, мы должны с известной осторожностью пользовать­ся тем тезисом, что научное сообщество принимает решения на основе ряда рациональных принципов. Мы должны помнить о том, что это, (в общем, верное) утверждение не освобождает нас от необходимости дальнейшего более детального изучения того, как происходит динамика научной работы и научных решений. Оценка и сравнение научных тео­рий основаны на всестороннем учете факторов. Это выражается в том, что действие в научной практике указанных принципов оценки мы мо­жем обнаружить только в их совокупности, когда они оказываются как бы дополняющими и уравновешивающими друг друга, причем мы зара­нее не можем предвидеть, в какой ситуации какому принципу будет от­дано предпочтение и на каких именно основаниях. Оценка и сравнение научных теорий оказываются сложными, многосторонними процесса­ми. Базой для принятия решения выступает обрисованная вкратце сово­купность общих и специальных принципов. Можно ли, т.д., считать при­нятие научным сообществом решения по поводу той или иной теории рациональным? Безусловно.

Но здесь необходимо исходить из расши­ренного понимания рациональности, не сводящейся к выполнению алго­ритмизированных процедур. Для принятия интерсубъективных решений в науке характерны взвешенность, детальное изучение существа дела, кри­тичность, аргументированность, коллективное согласие в принципе всего со­общества (а не учреждение теории властью какого-либо монополиста). Все вместе обеспечивает реализацию в научном продвижении таких требований, внутренне присущих рациональности, как (рассмотренные выше) разумность, логичность, критичность, согласованность целей и средств и др. Далее вкратце разберем несколько концепций последнего периода, вносящих свой вклад в прояснение проблемы рациональности науки и предлагающих различные рациональные модели научного продвижения. Возможно ли согласовать между собой долженствования, исходящие из требований рациональности научного познания, и реальную историю науки? Ведь история науки демонстрирует такие отклоняющиеся от ожи­даемой рациональности явления, как, например, научные бумы и сверх­оптимизм по поводу различных концепций, а после столь же быструю утрату интереса к ним, периоды долгих безрезультатных разногласий и споров, запоздалые признания важных открытий, упорство в поддержке явно регрессирующих теорий и т.п. Можем ли мы убедительно показать, что в итоге рациональность в науке все же берет свое? Иными словами, речь идет о возможностях и границах рациональной реконструкции дина­мики научного познания.