Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук

29Концепция Дрея тоже вызвала волну критики; указывали, что концеп­ция Дрея явно заужала специфику исторического исследования, исходила из слишком сильного допущения о максимальной рациональности инди­видов и т.п. Но достижением концепции Дрея явилось привлечение вни­мания исследователей к области прагматики человеческого бытия — к миру установок, расчетов, намерений действующего индивида. Иными словами, У. Дрей напомнил методологам о принципиальном значении для гуманитарных наук того, что И. Кант назвал практическим разумом. Выступления К. Гемпеля и У. Дрея привлекли внимание аналитиков к сложности проблемы гуманитарной методологии, стимулировали целое поле последующих интенсивных исследований. Вкратце результаты рас­смотренного нами периода можно изложить следующим образом: была подчеркнута специфика исторических объяснений, связанная с широкой сетью предпосылок, уходящих корнями в мир человеческой жизнедеягельности; была осознана необходимость общего рационализирующего продвижения в гуманитарных науках, совершенствования их методоло­гии в сторону повышения стандартов объективизации. Некоторое сближение указанных двух линий — герменевтической и аналитической — прослеживается с 60-х гг. XX в.

С этого же времени был предпринят определенный пересмотр методологии гуманитарных наук в целом и проблемы «понимание / объяснение» в частности. Для это­го назрел сложный комплекс причин. Среди них укажем на следующие: отход от неопозитивистской программы в философии науки (выступле­ния У. Куайна, Т. Куна, П. Фейерабенда и др.); накапливающиеся неудачи в самих гуманитарных науках (в т.ч. разочарование в методах манипуляционно-экспериментальной психологии, недостаточная эффективность социологических исследований, критика естественно-научноориентиро-ванной психиатрии и др.); ряд общественных событий (волна студенчес­ких выступлений против засилья официальных идеологий, появление раз­личных оппозиционных, эмансипативных общественных движений). Пожалуй, одним из главных достижений 1960-1970-х гг. явилось по­нимание того, что гуманитарные науки укоренены в общественной жизни гораздо более сложным образом, чем это считалось. Выяснилось, что они существенно задействованы в происходящем. Был поставлен под сомне­ние познавательный идеал беспристрастной, ценностно-нейтральной науки.

Оказалось, что относительно гуманитарных наук выдержать его весьма затруднительно. Так, было установлено, что общественные науки в значи­тельной степени сами политически ангажированы, разделяют предрассуд­ки своего общества, могут выполнять скрытые, морально неприглядные функции. Это было осознано прежде всего французскими интеллектуала­ми (Р. Бартом, М. Фуко и др.), а еще раньше — немецкими критическими теоретиками (М. Хоркхаймером, Т. Адорно).