Цель гуманитарного познания

неопознанная культураК чему, вообще говоря, стремится исследователь-гуманитарий? Если целью естественно-научного исследования можно считать прежде всего установление универсальных законов, приложимых к природным объек­там независимо от их пространственно-временной локализации, то гума­нитарные науки имеют дело с явлениями, обладающими существенным весом индивидуальности. Разумеется, комплекс гуманитарных наук весь­ма неоднороден относительно своих исследовательских задач. Есть под­ходы, нацеленные на установление общих закономерностей культур, ис­торических событий, феноменов индивидуального поведения. Но есть и явно индивидуализирующие стратегии, стремящиеся понять то или иное явление в его единичности, уникальности. Таковы, например, детальные исторические исследования, стремящиеся восстановить максимально полную картину того или иного события. Таковы и, например, подходы в психологии, нацеленные на постижение индивидуальной жизненной драмы; в качестве примера здесь можно указать на теорию отношений известного отечественного психотерапевта В.Н. Мясищева, которую он определял как учение о конкретной личности; близкие взгляды развивает А. Лоренцер в программе построения психоанализа как науки о конкрет­ных переживаниях.

Подобные подходы не означают отрицания вообще каких-либо зако­номерностей человеческой жизни. Речь здесь идет о другом: в индивидуа­лизирующих познавательных стратегиях те или иные регулярности или законы могут использоваться лишь как средство для наилучшего пости­жения индивидуального феномена. ‘Таким образом, задача сводится к во­просу о том, что мы будем считать познавательным идеалом, общее или индивидуальное. На этом и основана попытка провести четкое отделение гуманитарных наук от естественных. В явном виде эта идея была реализо­вана на рубеже XIX-XX вв. представителями неокантианства. Вильгельм Виндельбанд предложил называть науки, занимающиеся поиском общих законов, номотетическими, а исследования, ориентированные на индиви­дуальные явления, — идеографическими. Более решительно эта идея была проведена Генрихом Риккертом. Он выступал против того оправдания автономии гуманитарных наук, которое исходит из их особого предмета или особого метода; отличие гуманитарных наук состоит, по Риккерту, скорее в логической структуре их понятий. А эта логическая структура в свою очередь обусловлена исследовательской целью гуманитарного по­знания. Понятия естественных наук — генерализирующие, позволяющие ученому восходить при изучении природных явлений по степеням общно­сти рассмотрения; понятия же гуманитарных наук — индивидуализирую­щие, они служат средством всестороннего раскрытия единичности того или иного феномена.