Единая наука или два региона!

культура грузииКонечно, и естественно-научное знание сегодня перестает быть нейт­ральным, становится «эмоционально горячим» (примером могут служить экология, генетика), но в целом его смысложизненные ценности все же уступают тем, которые традиционно характерны для комплекса гумани­тарных наук. Какие же функции выполняет гуманитарное знание, помимо удов­летворения сугубо познавательного интереса? Это функции, имеющие важное общекультурное значение. Ясно, что теории общественного устройства и реформирования, социальных конфликтов, воспитания и со­вершенствования личности предлагают нам обоюдоострый инструмент не только улучшения человеческой жизни, но и в случае неудачи колос­сального разрушительного воздействия. Например, лечебные задачи пси­хиатрии легко могут перерасти в социальное насилие, хозяйственная концепция, принятая на вооружение правительством, может привести к экономической катастрофе. Функции критические (оппозиционные по отношению к сложившимся социальным структурам) и, наоборот, апологетические (оправдывающие, легитимирующие болезненные со­циальные явления), эмансипирующие (освобождающие) и, наоборот,

репрессирующие (по отношению к тем, кто мыслит и действует вразрез с принятой нормативностью), идеологические (предлагающие различно­го рода высокие идеи для личности и общества), оценочные, воспита­тельные, общественно-преобразовательные и т.п., присущие социаль­но-гуманитарным теориям — все это функции активного воздействия на человека, общество, культуру. Гуманитарное знание выступает непо­средственным инструментом самотрансформации личности и обществен­ной жизни. Вопрос о единстве научного знания остается достаточно спорным. Если сравнивать гуманитарные и естественные науки пошагово по при­писываемым им пунктам отличия, то окажется, что мы не сможем ука­зать общепризнанного решающего критерия отличия. Мнения исследо­вателей по поводу ведущего критерия расходятся, т.к. относительно каждого пункта можно указать на определенное сближение этих наук в новейшее время.