Функции гуманитарного знания

культура и обычаиНеокантианцы подметили действительно важную особенность гума­нитарного познания, его связь с уникальными явлениями. Но в целом неокантианская акцентировка индивидуализирующих стратегий сего­дня выглядит несколько преувеличенной. Массив гуманитарного позна­ния более сложен. Ведь в ткань социальных исследований включаются и генерализации, выявление различных регулярностей, закономерно­стей (например, в социологических и экономических теориях, обобщаю­щих данные эмпирических исследований). Адекватно было бы сформули­ровать общие цели гумманитарных исследований шире: как замысел дать больше понимания окружающих нас явлений человеческой жизни; при этом исследователь должен располагать значительной свободой вы­бора средств толкования. Отличие гуманитарных исследований от естественно — научных заметно и при рассмотрении той роли, которую играет гуманитарное знание в об­щественной жизни. Естественно-научные теории, особенно, фундамен­тальные, как бы более эзотеричны — в том смысле, что они дальше от­стоят от мира повседневных и реальных забот. Знание же гуманитарное воспринимается обществом более заинтересованно и даже обостренно. Скажем, математическая теория может интересовать лить незначи­тельный круг профессионалов; к тому же естественные науки в про­цессе усложнения все более отрываются от остальной части культуры.

Гуманитарные концепции, наоборот, часто достигают внушительного об­щественного резонанса. Они сразу становятся достоянием широких слоев общественности, имеют важное общекультурное влияние и последствия. В то время как естественные науки приобретают социальное значение лишь гораздо более опосредованным путем (через свои технологические приложения, через популяризацию естественнонаучного знания, которая является в некотором смысле гуманитаризацией, т.е. интерпретацией для широких слоев исходного закрытого содержания) гуманитарные науки по определению имеют явно прямой доступ к общественной жизни. Более того, от них открыто требуют ближайшего и скорейшего практического применения. Естественные науки в глазах широкой общественности оп­равдывают свое существование тем, что должны принести в идеале побе­ду над внешней средой обитания, т.е. имеют в значительной мере инстру­ментальное значение для усовершенствования наших условий жизни. Гуманитарные же науки сами являются частью нашей собственной внут­ренней среды. Они имеют значение в несоизмеримо большей степени смысложизненное. Правовые, педагогические, хозяйственные, психоте­рапевтические, политические концепции играют слишком важную роль в нашей жизни, чтобы их можно было отдать в ведение оторванных от общественности академических ученых. Поэтому гуманитарные науки находятся в гораздо большей степени под постоянным вниманием обще­ства, чем естественные.