Дискуссии вокруг гуманитарных наук

лаптиСложность гуманитарно-познавательного замысла обнаруживается в тех многочисленных дискуссиях, которые постоянно сотрясают сооб­щество гуманитариев. Споры касаются проблем самоопределения гума­нитарной науки и размежевания с естествознанием, будущего социально-гуманитарных дисциплин, их познавательного идеала и смысла, роли гуманитарного познания в общественных процессах, и т.п. Среди самых известных тем — дилемма понимания и объяснения и проблема ценност­ной нейтральности гуманитарных наук. В самих по себе дискуссиях гуманитариев нет ничего плохого. Столк­новения сторон лишь показывают, что гуманитарные науки продолжают развиваться, и вырастающие на их пути сложности как раз являются при­знаком поступательного движения. В научных дискуссиях часто lie выра­батывается однозначного решения, но достигается обогащение познания, более ясное видение его проблем и особенностей. Так, в 1961 г. был начат многолетний т.н. спор о позитивизме в немец­кой социологии. Среди его участников с одной стороны были К. Поппер и X. Альберт, с другой — Т. Адорно и К). Хабермас.

Попперианская пози­ция состояла в требовании научности, методологизма, критической рацио­нальности в гуманитарных науках. Франкфуртцы же (Т. Адорно и Ю. Ха-бермас) обращали внимание на цели и возможности самого гуманитарного познания, подчеркивали ограниченную постижимость социальных фено­менов и ограниченность чисто технологического подхода к обществу, когда лишь разрабатываются средства, но не обсуждаются нормы и цели, т.е. требовали расширенной и «деликатной» рациональности. Спор о по­зитивизме послужил прояснению сложностей социальных исследований и способствовал дальнейшему ходу рационального развертывания гума­нитарных наук. Итак, несмотря на часто встречающиеся преувеличенные утвержде­ния о том, что гуманитарной науки не существует, следует отметить, что гуманитарное знание имеет уже достаточно длительные традиции, и его дискуссионность не столько признак незрелости, сколько показатель сверхсложности самого человека и области социально-гуманитарных явлений.