Структурно-системная модель научного поиска

буддизмВ научном поиске переплетены и дискурсивные усилия, основанные на рационально обоснованных и отработанных приемах, и интуитивные мыслительные ходы, имеющие принципиально новаторское содержа­ние. Это касается как стадии первоначальных осознанных усилий, так и ее продолжения — стадии неосознаваемого поиска. Необходимо по­нимать, что неосознаваемый интуитивный поиск ученого не представ­ляет собой чего-то принципиально отличающегося от действий в нормаль­ном состоянии, а направляем теми же самыми ориентирами, которые заданы дискурсивными процедурами научной деятельности (хотя по свое­му содержанию представлен, конечно, достаточно свободными, раскрепо­щенными движениями мысли). Поэтому не стоит резко разделять дискур­сивный и интуитивный ‘компоненты научного творчества. Дальнейшие исследования проблемы творчества, можно предположить, по всей видимо­сти, откроют нам новые области их взаимопроникновения. Сближение исследователями творчества интуитивного и дискурсивного компонентов научного поиска есть лишь иная форма смягчения противопоставления контекста открытия и контекста обоснования.

Таким образом, не существует привилегированного доступа к научно­му знанию путем некоего интуитивного проникновения. Существует лишь умение методически мыслить и искать. Исследовательская интуи­ция не является неким счастливым даром, а развивается путем трениров­ки ученого в процессе упорной работы. Профессионализм ученого — это сложный комплекс явных и неявных знаний, интеллектуальных навыков и умений. Это то неуловимое и непередаваемое, несущее отсвет самой личности исследователя, его почерк и стиль, что называется виртуозно­стью, опытом, мастерством. Линейная модель научного поиска дает лишь чрезвычайно общее пред­ставление об этом процессе. В реальности научный поиск больше похож на совокупность циклических структур. Кроме того, подходя более детально к его изучению, необходимо ввести в рассмотрение различные структур­ные взаимосвязи между исследовательскими действиями и компоненты со­держательного контекста решения задачи. Как замечают Н.Г. Алексеев и Э.Г. Юдин, адекватная схематизация научного поиска должна включать связи не столько хронологические, сколько иного порядка — отражающие предметное содержание научного познания. Они разделяют средства ис­следовательской деятельности на три типа (теоретическое обоснование, моделирующие представления, конкретные процедуры) и устанавливают между ними совокупность отношений порождения, управления и коррек­тирования.