Типология крупных изменений

северо-западные племенаСущественное потрясение знаний, которое мы называем революцион­ным, как правило, выходит за рамки одной дисциплины, оказывает влия­ние на многие науки, а также на сферу культуры и повседневные взгляды. В этом случае подвергаются пересмотру даже представления здравого смысла, как это было, например, в связи с выступлениями Н. Коперника, Н.И. Лобачевского, А. Эйнштейна. Это, пожалуй, самый сильный и яркий эффект научных революций, и, конечно, в истории науки таких глобальных революций было немного. В то же время в различных областях наук тоже происходят крупные изменения, которые специалисты расценивают как революционные. В каждом случае речь идет о каком-то значительном событии, и, надо полагать, профессионалы имеют право квалифицировать

это событие как весьма серьезное для данной области знаний. Таким образом, разговор о научных революциях означает лишь мар­кирование каких-либо существенных изменений в науке и оставляет пространство для более детального анализа как единиц изменений, так и конкретных причин преобразований, их механизмов, следствий (бли­жайших научных и более широких междисциплинарных и социокуль­турных) и т.п.

Укажем на некоторые предложения, касающиеся более детальной ти­пологии научных революций.

Прежде всего предлагают различать революции по степени их масш­табности — крупные, средние, малые, по мнению В.В. Казютинского, Н.И. Родного. Так, Н.И. Родный выделяет:

1)  глобальные революции, формирующие совершенно новый взгляд на мир;

2)  революции в отдельных фундаментальных науках, преобразующие их

основы, но не содержащие глобального мировоззренческого переворота;

3) ‘ микрореволюции, суть которых состоит в создании новых теорий

в различных научных областях1.

Н.И. Кузнецова и М.А. Розов указывают основания для различения научных преобразований по их содержательным результатам; в зависи­мости от трансформации того или иного параметра научного познания можно выделять и четыре типа изменений, таких как:

1)  появление новых фундаментальных концепций;

2)  разработка (или заимствование) новых методов исследования;

3)  открытие новых объектов исследования;

4)  формирование новых методологических программ.

Поскольку названные параметры взаимосвязаны, то обычно крупное научное изменение является многоаспектным, т.е. затрагивает сразу не­сколько параметров2.