Культура

22Можно предложить следующую (объединяющую) модель научного поиска, учитывающую как элементы хронологической последовательно­сти, так и структурно-смысловые соотношения при работе над научной проблемой. Работа над решением задачи начинается с анализа исходных условий. Это важнейший процесс, к которому исследователь возвращается неодно­кратно при последующих попытках решения. Общеизвестно, что ясное виде­ние проблемы уже само подсказывает путь решения. Анализируя условия, исследователь пробует переформулировать их тем или иным способом, отбросить в них несущественное и выделить в чистом виде главное в зада­че. При этом происходит предварительный подбор моделей, пригодных представить задачу в наиболее удобной форме и найти адекватную страте­гию действий. Центральную роль во всех процессах работы над задачей играет запрос к прошлому опыту исследователя: выявление аналогий зада­чи с другими, решаемыми прежде, привлечение тех или иных испытанных приемов. Результатом проведенного анализа оказывается предваритель­ный план решения, который тоже подвергается анализу. Здесь ученый осу­ществляет пробные реализации плана, на основании чего производит срав­нение, оценку и отбор различных вариантов решения.

В какой-то момент исследователь может остановиться на наиболее интересной идее реше­ния, которая обычно выступает для него субъективно в виде догадки. Од­нако последующая проверка догадки, может быть, вернет его вновь к пере­смотру условий задачи и разработке новой версии плана решения; это будет следующим витком исследовательского цикла. Наконец, какая-то догадка может оказаться наиболее плодотворной, открывающей путь к ре­шению (субъективно она обычно воспринимается в виде инсайта). Про­верив догадку, ученый выходит к окончательной идее решения. Однако процесс на этом не заканчивается: впереди длительный периодразработки идеи, ее дальнейшего развития, аргументированного изложения решения, а также включения полученного решения в общую ситуацию, сложившуюся в настоящий момент в данной предметной области. Ведь с решением конк­ретной задачи исследователь выходит к новым перспективам, осознание и проработка которых требуют дальнейших усилий.