Таким образом, понимание и объяснение переплетаются в гуманитарных науках в единой ткани интерпретационных шагов, которые предпринимает исследователь в «постепеннорастущем уточнении» (К. Гемпель) обстоятельств, относящихся к изучаемому феномену. Итак, как же отреагировали гуманитарные науки в своем развитии на исходную проблему «понимание / объяснение»? Как мы должны расценивать новейшее состояние методологии гуманитарных наук в свете этой проблемы? Выделим в этой связи два важных момента. Перейдем к характеристике специальных методов гуманитарных наук. Методология гуманитарных наук отсылает к чрезвычайно обширному спектру интересных и сложных вопросов. Мы ограничимся лишь сжатым обзором этой проблематики.
Если говорить о методах эмпирического уровня, то в гуманитарных науках разработано великое множество эмпирических методов, пожалуй, более разнообразное, чем в естественных науках. Назовем основные из эмпирических методов гуманитарных наук:
1) наблюдение (в различных вариантах);
2) симуляционный метод (проведение наблюдения в специальной обстановке, нечто промежуточное между наблюдением и экспериментом;
часто используется в системе обучения в виде различных тренингов);
3) интервью (устный опрос); анкетирование (письменный опрос); свободная беседа;
4) тестовый метод (особенно популярен в психологии);
5) изучение документов (где документ имеет весьма широкое значение. Письменные источники, бытовой инвентарь, произведения искусства,
одежда и многое другое могут выступать объектами целенаправленного изучения);
6) анализ содержания, или контент-анализ (метод количественного выявления точного содержания сообщений (пропаганды, официальных
речей и т.п.), при котором используются формализованные процедуры изучения скрытого содержания, представляющие результат в численном выражении);
7) социометрические методы (составление социограмм, социоматриц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений);
8) биомедицинские исследования (изучение функциональных характеристик организма, состояния здоровья, генетического статуса и др.);
9) эксперименты различных специальных видов (психологический, социологический, педагогический и др.);
12) клинический метод, ориентированный на детальное и разностороннее рассмотрение индивидуального случая (сейчас чаще используют термин casestudy, изучение случая); здесь ярко акцентирована идеографическая направленность исследователя, о которой говорили неокантианцы (§5.1). К этому следует добавить также методы, непосредственно использующие достижения естественных наук и служащие вспомогательным средством для ответа на конкретные вопросы, возникающие в ходе гуманитарного исследования (точные методы установления возраста документа, восстановления хронологии исторических событий, химический и биохимический анализ археологического материала и т.п.).