Именно здесь, в многогранном прогрессировании, и совершается множество тех действительных изменений, которые продвигают науку к ее главной когнитивной цели — открытию важных истин, касающихся окружающего мира. Таким образом, наука постоянно осуществляет разнообразные преобразования, как крупные, так и малые. Общее продвижение науки пронизано сложными связями между ее уровнями, сопровождается достижениями во множестве аспектов научных практик. При этом некоторые из изменений оказываются более существенными, они запускают серии новых обширных изменений и могут вызвать каскады отдаленных последствий. Изменения в науке происходят всегда, но мы расцениваем их в основном ретроспективно — по важности их последствий. Часто современники и потомки расходятся в мнении о том, как квалифицировать то или иное событие; может быть, и сейчас незаметными шагами приближается прелюдия очередного крупного преобразования — научной революции. В завершение темы научной динамики рассмотрим вкратце проблему научного творчества. Что такое творчество? Различные варианты общего определения творчества представляют его как человеческую деятельность, характеризующуюся принципиальной новизной. Творчество имеет место в любой области человеческой деятельности — художественной, политической, хозяйственно-административной и т.п.
Научное творчество — это деятельность, направленная на решение научных проблем (нестандартных задач) в ситуациях ее недоопределенности имеющимися условиями и методами. Важность темы научного творчества очевидна. Помимо сугубо теоретического интереса к этой важнейшей стороне человеческой деятельности, существует и ряд практических потребностей. Они связаны с необходимостью оптимизировать организацию науки и образования. Проблема научного творчества подлежит разработке со стороны различных специальных наук и требует интегрирующего их междисциплинарного подхода. В настоящем параграфе мы рассмотрим феномен научного творчества и научного открытия в преимущественно методологическом ракурсе, а также остановимся на некоторых аспектах психологии творчества и на факторах, влияющих на креативность.