Радикальный проект универсальной герме­невтики

культура италииС рационалистической точки зрения интерпретация является проблемой, подлежащей разумному решению, а не предлогом для капитуляции гума­нитарных наук (и рационализма вообще). Так, Карл-Отто Апель в одном из своих выступлений заявляет, что радикальный проект универсальной герме­невтики в форме некоторой всеобъемлющей пангерменевтики был бы такой же неоправданной крайностью, как и некогда развиваемый неопозитивист­ский проект единой науки. Реально мы сегодня нуждаемся в более трезвой, взвешенной оценке; требуется четкое выделение и изучение различных ти­пов познания с их различными познавательными замыслами. Стратегия нового обоснования рациональности отказывается от уни­версалистских притязаний неопозитивистского периода. Но она стремится в своем последовательном продвижении максимально прояснить и расши­рить возможности рационального обсуждения многочисленных актуаль­ных проблем. Ее интересуют условия достижения рационально мотиви­рованного согласия в научных, политических, моральных, правовых дискуссиях. Ее задача состоит в том, чтобы обозначить и исследовать поле реальных коммуникативных практик, выявить исходные предпосылки, необходимые для достижения рационального консенсуса, и далее внести содержательный вклад в решение различных проблем гуманитарного знания. Наиболее впечатляющие и обоснованные концептуальные прог­раммы, выдвинутые в этом направлении, связаны прежде всего с именами К.-О. Апеля и Юргена Хабермаса. В последние десятилетия происходит широкомасштабное обсуждение нового обоснования и развертывания мо­ральных теорий, рассмотрение обширного круга вопросов демократиче­ского устройства, политической и экологической ответственности, со­циальных программ и технологий и т.н. Здесь активно работают X. Ленк, А. Мак-Интайр, Р. Нозик, Дж. Роллз, В. Хесле и многие другие.

Что же касается собственно герменевтического проекта, то его в данном русле видят несколько по-иному, чем в антиметодологических программах пангерменевтики. Проблемы понимания разрабатываются в аналитиче­ском стиле. Для рационалистически ориентированных мыслителей герме­невтика оказывается уже не универсальным средством «размягчения» ра­ционализма, а конкретной методологией понимания, т.е. обоснованной когнитивной стратегией. Именно так. например, видят герменевтический метод Э. Бетти и Э. Хирш; они разрабатывают критерии валидности герме­невтических процедур и принципы адекватной интерпретации. Как тонко замечает Ю. Хабермас, всякое толкование является рацио­нальным (хотя и остается гипотетическим), т.к. интерпретаторы не могут игнорировать стандарты рациональности, обязательные для всех участников коммуникации. Интерпретатор должен учитывать в ходе рацио­нальной реконструкции все условия, при которых интерпретируемые высказывания претендуют на значимость. Толкуемое содержание вообще останется непонятным, если интерпретатор не может реконструировать предпосылки, на основании которых автор претендовал на то, что он вы­сказывает истинные утверждения, выражает и приписывает правдивые

переживания, признает действенные нормы1.