Среди отечественных работ, внесших вклад в понимание динамики научного знания, следует отметить серию исследований B.C. Степина. Вкратце остановимся на некоторых его идеях. Единицей анализа научного знания для B.C. Степина служит научная дисциплина как полисистемная развивающаяся область теоретических знаний. В науке осуществляется постоянный обмен и между научными областями, и между самостоятельными блоками внутри дисциплины. В соответствии с этим можно выделить два вида крупных преобразований, или революций, — революции, в которых доминируют процессы внутридисциплинарного развития знаний, и процессы, идущие за счет междисциплинарных связей, «прививок» парадигмальных установок одной науки относительно другой. Как правило, эти способы сосуществуют. Поэтому при анализе научных изменений лучше говорить о преобладании какого-то из типов в данной ситуации. Внутридисциплинарные процессы входят в режим интенсификации
в случае столкновения с неким новым объектом или явлением. Но возможны и более мягкие способы интенсификации исследований, когда научные знания транслируются в данную дисциплину из других областей. B.C. Степин подчеркивает, что процессы междисциплинарного взаимодействия оказались в целом хуже изученными, хотя на них приходится большая нагрузка в реальной истории науки. Трансляция элементов и структур из одних областей в другие является ключевым фактором возникновения и развития многих научных дисциплин. Например, во второй половине XVII в. Р. Бойлем была выдвинута программа, транслировавшая в химию принципы и образцы объяснений, сформировавшихся в механике; первые попытки ее проведения были не совсем удачными, но она плодотворно заработала позже, во времена А. Лавуазье, обеспечив платформу становления новой химии. B.C. Степин напоминает также о том, что рождение генетики было связано с переносом Г. Менделем статистических методов в биологию, а также приводит другие примеры взаимодействия различных дисциплин.
В трансляционных процессах важную роль играет картина мира, так, «встреча» физических теорий в ходе конструирования охватывающей теоретической схемы оказывается возможной благодаря отображению их собственных теоретических схем на физическую картину мира, которая выступает интегрирующим началом по отношению к другим компонентам теоретических знаний физики. Согласно B.C. Степину научные революции могут быть разных типов в зависимости от обширности тех преобразований, которые они вызывают. Существуют по крайней мере два типа перестройки системы научных
знаний: революции, связанные с изменениями дисциплинарной онтологии, но без существенного изменения идеалов и норм исследования, и более радикальные революции, которые характеризуются сменой идеалов и норм, а также философских оснований науки. Пример революции первого вида — переход от механической картины мира к электродинамической (XIX в.), революция второго вида — переход от классической к неклассической науке, связанный со становлением квантово-релятивистскихтеорий. В подобных массивных преобразованиях происходит смена самого
типарациональности