Специальные методы

культура греции2Таким образом, понимание и объяснение переплетаются в гуманитар­ных науках в единой ткани интерпретационных шагов, которые предпри­нимает исследователь в «постепеннорастущем уточнении» (К. Гемпель) обстоятельств, относящихся к изучаемому феномену. Итак, как же отреагировали гуманитарные науки в своем развитии на исходную проблему «понимание / объяснение»? Как мы должны расцени­вать новейшее состояние методологии гуманитарных наук в свете этой проблемы? Выделим в этой связи два важных момента. Перейдем к характеристике специальных методов гуманитарных наук. Методология гуманитарных наук отсылает к чрезвычайно обширному спектру интересных и сложных вопросов. Мы ограничимся лишь сжатым обзором этой проблематики.

Если говорить о методах эмпирического уровня, то в гуманитарных науках разработано великое множество эмпирических методов, пожалуй, более разнообразное, чем в естественных науках. Назовем основные из эмпирических методов гуманитарных наук:

1)  наблюдение (в различных вариантах);

2)  симуляционный метод (проведение наблюдения в специальной обста­новке, нечто промежуточное между наблюдением и экспериментом;

часто используется в системе обучения в виде различных тренингов);

3)  интервью (устный опрос); анкетирование (письменный опрос); сво­бодная беседа;

4)  тестовый метод (особенно популярен в психологии);

5)  изучение документов (где документ имеет весьма широкое значение. Письменные источники, бытовой инвентарь, произведения искусства,

одежда и многое другое могут выступать объектами целенаправлен­ного изучения);

6)  анализ содержания, или контент-анализ (метод количественного вы­явления точного содержания сообщений (пропаганды, официальных

речей и т.п.), при котором используются формализованные процедуры изучения скрытого содержания, представляющие результат в числен­ном выражении);

7)  социометрические методы (составление социограмм, социоматриц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений);

8)  биомедицинские исследования  (изучение  функциональных характе­ристик организма, состояния здоровья, генетического статуса и др.);

9)  эксперименты различных специальных видов (психологический, со­циологический, педагогический и др.);

12) клинический метод, ориентированный на детальное и разностороннее рассмотрение индивидуального случая (сейчас чаще используют термин casestudy, изучение случая); здесь ярко акцентирована идеографическая направленность исследователя, о которой говорили неокантианцы (§5.1). К этому следует добавить также методы, непосредственно исполь­зующие достижения естественных наук и служащие вспомогатель­ным средством для ответа на конкретные вопросы, возникающие в ходе гуманитарного исследования (точные методы установления возраста до­кумента, восстановления хронологии исторических событий, химический и биохимический анализ археологического материала и т.п.).