Методология науки и творчество: контекст открытия и контекст обоснования

античная культураОпределенная трудность для изучения логико-методологических аспек­тов научного творчества состоит в том, что феномен творчества содержит некоторый оттенок парадоксальности. С одной стороны, кажется невоз­можным описать и понять творчество в рамках сугубо рационалистическо­го подхода, творчество выглядит вообще чем-то алогичным, нарушающим все методологические каноны (что убедительно показывал П. Фейерабенд); важную роль в процессах творчества играет возвышенное эмоциональное состояние, именуемое вдохновением. С другой стороны, творчество в на­уке — это именно научное творчество, оно изначально согласуется с ориен­тирами научной деятельности, и результаты творческого мышления оказы­ваются не продуктом некоего произвола, а обоснованными, рационально проверяемыми интеллектуальными конструкциями. Возможная стратегия преодоления этой трудности состоит в четком разделении рациональных и внерациональных аспектов научного творчества и научного открытия. Реализация этой стратегии, получившая широкую известность, связана с именем X. Ганса Рейхенбаха (1891-1953). (Отме­тим, что сходные идеи прежде него были высказаны К. Поппером.) X. Рейхенбах в «Опыте и предсказании» (1938) вводит различие таких составляющих научной деятельности, как контекст открытия и контекст обоснования. Это означает, что сам процесс научного творчества, завершаемый откры­тием, не подлежит изучению в логико-методологическом ракурсе.

Все, касающееся непосредственных эмпирических условий этого процесса (анализ психологических, социально-политических, культурно-истори­ческих и прочих факторов), это лишь субъективная сторона научного познания. Она должна рассматриваться конкретными науками (психоло­гией и т.п.). В логико-методологическом плане нас не интересует, как пришел ученый к тому или иному открытию, но нам важно, как обосновы­вались эти интеллектуальные продукты творчества, как они проверялись и доказывались. Иными словами, творить ученый может как ему заблаго­рассудится, но конечный продукт должен соответствовать всем логико-методологическим стандартам научного познания. Подобные представления получили признание у философов науки. Большинство аналитиков пришли к убеждению, что не существует ника­кого рационально измеримого пути от фактов к гипотезе, а научное мыш­ление движется от гипотезы к фактам, от догадки к ее опытной провер­ке. Можно резюмировать и так: логика открытия невозможна, существует только логика обоснования.