«Образцы открытия»

16Однако позже эта прозрачная схема стала усложняться. Новый этап обсуждения темы научного открытия был открыт работой Норвуда Хэн-сона «Образцы открытия» (1958)’. Хэнсон указал на то, что гииотетико-дедуктивная модель (§ 2.8) недостаточно близка реалиям научного мышления. Ведь ученый начинает не с гипотезы, а с анализа фактов. Изучая фактуальную картину, ученый приходит к идее не произвольно, а под влиянием самих фактов. Также не существует и нейтральных фак­тов; они всегда видятся в свете каких-то исходных теоретических предпо­сылок. (Напомним, что именно Хэнсон ввел известный термин «теорети­ческая нагруженность факта» — см. § 3.2.) Следовательно, существует сложное сплетение теоретических и эмпирических факторов, влияющее на процесс научного поиска. Согласно Хэнсону ученый, анализируя эм­пирический материал, усматривает в нем некоторую тенденцию, струк­туру, концептуальный гештальт. Конфигурация данных подсказывает

ученому какую-то наиболее вероятную гипотезу. Это означает, что вы­движение гипотезы — процесс, производимый на разумных основаниях. Именно это было упущено из виду в гипотетико-дедуктивной модели. Но можно ли как-то реконструировать рассуждения ученого, анализи­рующего эмпирический материал и подыскивающего наиболее подхо­дящую гипотезу? Здесь Хэнсон отталкивается от идей Чарльза Пирса.

В свое время Пирс предложил рассматривать особый вид рассуждений. Он назвал их ретродуктивными (или абдуктивными)1. Это нестрогие, или вероятност­ные, рассуждения, которые вводят новые высказывания исходя из фактуальных посылок. Схему ретродуктивного заключения можно представить так: 1) существует некоторый особенный факт X; 2) если бы было истинно Y, то имело бы место X; 3) следовательно, можно пред­полагать истинность Y (или выдвинуть гипотезу Y). Таким образом, путем логической операции ретродукции ученый, отталкиваясь от фак-туального материала, вводит правдоподобную гипотезу, заслуживаю­щую разработки. Сама по себе подобная схема рассуждения с некото­рым приближением отражает действительные особенности научного мышления. Однако задача состоит в том, чтобы осуществить дальней­шее его моделирование. Ведь необходимо существенное уточнение самого перехода от посылок к гипотезе: на каком основании ученый осуществляет этот переход, каковы его соображения по конструирова­нию гипотезы, по ее оценке и отбору среди альтернатив? Таким обра­зом, вопрос о рациональной реконструкции ретродуктивных заключе­ний остается открытым. Однако безусловной заслугой Хэнсона можно считать, что ему удалось дать толчок новым исследованиям по логике научного познания. Под влиянием его «Образцов открытия» стали раз­рабатываться различные программы логико-методологического анализа процесса генерирования новых идей и гипотез (Т. Никлз и др.).