Революци­онность новой теории

культура македонииТема научных революций стала одной из наиболее активно обсуждае­мых в послекуновский период и в мировой, и в отечественной литературе. Так, подробный исторический анализ крупных изменений в науке был осуществлен в фундаментальной монографии И. Коэна «Революция в нау­ке» (1984)’. Избегая попытки четкого определения термина «научная ре­волюция», И. Коэн тем не менее предлагает ряд критериев, по которым историки науки могут квалифицировать событие как революционное. Сам И. Коэн считает одним из важнейших критериев свидетельства современников изучаемого события, ведь эти свидетельства выделяют в истории науки как раз те события, которые реально влияли на развитие науки. Но все критерии, как минимум, лишь определяют достаточные условия для того, чтобы судить о наличии действительно крупного собы­тия, требуя при этом дальнейших детальных исследований. Сам же тер­мин «научная революция» — это, по И. Коэну, лишь некая историческая метафора для обозначения крупных изменений в науке. Действительно, термин «научная революция» стал в последнее время использоваться чрезвычайно широко; но во множестве случаев эта мета­фора ничего не разъясняет, а лишь запутывает дело. Так, например, даже давно установившееся и ставшее привычным понятие научной револю­ции (XVI-XVII вв.) при ближайшем рассмотрении оказывается пробле­матичным. Как верно замечает И. Коэн, трудно согласиться с тем, что долгий период в почти полтора века можно называть революцией, скорее это длительный процесс сложного и многостороннего реформирования науки.

Тем более не срабатывает здесь куновское описание смены парадигмы по типу переключения гештальта. Научная революция — длительное пред­приятие, включающее трансформацию многих уровней и подсистем знаний. Преобразования знаний на разных уровнях происходят в общем случае не-одновременно, скорее они похожи на полифоническое развитие музы­кальной темы в разных регистрах. Так что даже если возможно использовать метафору «переключения гештальта», то следует говорить об обширном множестве частных переключений, каждое из которых вносит свой вклад в длящееся преобразование теоретических систем и картины мира. Всякая научная революция является сложным, многомерным процес­сом. Интуитивно мы связываем с научной революцией представление о существенном потрясении и трансформации наших знаний. Революци­онность новой теории состоит прежде всего в появлении каких-то су­щественно новых теоретических элементов, изучаемых объектов, ракур­сов рассмотрения, которых не было (и, как правило, в определенном смысле не могло быть) в старой системе знаний. Например, теорию Ч. Дар­вина называют революционной по тому значительному расхождению с прежней биологией, которое она предполагала, ведь в биологии того времени установилось представление о биологическом виде как о чем-то абсолютно неизменном, стабильном, его аналогом могло служить поня­тие атома в классической физике. Теория Ч. Дарвина же утверждала сущест­вование процессов естественного изменения видов (что, соответственно, можно сравнить с открытием радиоактивности в физике)!