В связи с этой проблемой широкий интерес вызвала концепция Уильяма Ньютона-Смита, данная в «Рациональности науки» (1981)’, открывшая новые горизонты рационалистического видения научного познания. Его идеи можно изложить следующим образом. Своей задачей У. Ньютон-Смит ставит изучение возможностей самого рационалистического подхода к науке. Исследование того, в какой мере наука укладывается в рационалистическую перспективу, означает сложное задание, состоящее из двух взаимосвязанных компонентов, найти средства, адекватно отражающие рациональность науки, с помощью этих средств интерпретировать научную деятельность как рациональную. Если итог окажется неудачным (т.е. будет обнаружено серьезное расхождение модели и реальной истории науки), то откроется следующая дилемма: либо считать, что иррациональна сама наука, либо признать, что неадекватной оказалась наша модель (и разрабатывать новую). Таким образом, метод рациональных реконструкций, восходящий к проекту Л. Лакатоса, предполагает продвигающиеся науковедческие исследования по типу корректирующегося моделирования, результаты которого проверяются на материале реальной научной истории.
Далее, что вообще должна представлять собой рациональная модель? Она включает две составляющие — цель науки; принципы сравнения теорий, управляющие оценкой теорий на базе доказательных свидетельств. У. Ньютон-Смит подробно разбирает задачи, стоящие перед всяким защитником рациональной модели. Одной из важнейших является необходимость продемонстрировать, что при соблюдении принципов, предполагаемых моделью, теоретическое продвижение необходимо становится прогрессирующим. Иными словами, прогресс оказывается обеспеченным самой методологией научной деятельности; всевозможные же социологические и психологические факторы играют здесь лишь вспомогательную роль. Строя собственную модель, У. Ньютон-Смит утверждает, что цель науки соотнесена с достижением истины и реализуется в возрастании правдоподобности научных теорий. Даже если признать, что удовлетворительный анализ правдоподобности еще не проведен, это понятие все равно имеет свое законное место в науке. Далее следует принять за исходное положение, что наука прогрессирует. Но тогда мы не можем считать, что научная деятельность использует какие-то произвольные средства. «Если вы хотите достичь прогресса в науке, то вы не можете действовать произвольно»’. Для достижения прогресса необходимы определенные упорядочения деятельности. У. Ньютон-Смит описывает ряд регулятивных принципов (похожих на приведенный выше перечень), утверждая, что они, несмотря на свою общность, весьма действенны, т.к. они определяют текущие параметры научных дискуссий.