Рациональная модель

культура китаяВ связи с этой проблемой широкий интерес вызвала концепция Уилья­ма Ньютона-Смита, данная в «Рациональности науки» (1981)’, открыв­шая новые горизонты рационалистического видения научного познания. Его идеи можно изложить следующим образом. Своей задачей У. Нью­тон-Смит ставит изучение возможностей самого рационалистического подхода к науке. Исследование того, в какой мере наука укладывается в рационалистическую перспективу, означает сложное задание, состоя­щее из двух взаимосвязанных компонентов, найти средства, адекватно отражающие рациональность науки, с помощью этих средств интерпретировать научную деятельность как рациональную. Если итог окажется неудачным (т.е. будет обнаружено серьезное расхождение модели и ре­альной истории науки), то откроется следующая дилемма: либо считать, что иррациональна сама наука, либо признать, что неадекватной ока­залась наша модель (и разрабатывать новую). Таким образом, метод раци­ональных реконструкций, восходящий к проекту Л. Лакатоса, предполагает продвигающиеся науковедческие исследования по типу корректирующе­гося моделирования, результаты которого проверяются на материале реальной научной истории.

Далее, что вообще должна представлять собой рациональная модель? Она включает две составляющие — цель науки; принципы сравнения тео­рий, управляющие оценкой теорий на базе доказательных свидетельств. У. Ньютон-Смит подробно разбирает задачи, стоящие перед всяким защитником рациональной модели. Одной из важнейших является необхо­димость продемонстрировать, что при соблюдении принципов, предпола­гаемых моделью, теоретическое продвижение необходимо становится прогрессирующим. Иными словами, прогресс оказывается обеспеченным самой методологией научной деятельности; всевозможные же социоло­гические и психологические факторы играют здесь лишь вспомогатель­ную роль. Строя собственную модель, У. Ньютон-Смит утверждает, что цель науки соотнесена с достижением истины и реализуется в возрастании правдоподобности научных теорий. Даже если признать, что удовлетво­рительный анализ правдоподобности еще не проведен, это понятие все равно имеет свое законное место в науке. Далее следует принять за исход­ное положение, что наука прогрессирует. Но тогда мы не можем считать, что научная деятельность использует какие-то произвольные средства. «Если вы хотите достичь прогресса в науке, то вы не можете действовать произвольно»’. Для достижения прогресса необходимы определенные упо­рядочения деятельности. У. Ньютон-Смит описывает ряд регулятивных принципов (похожих на приведенный выше перечень), утверждая, что они, несмотря на свою общность, весьма действенны, т.к. они определяют теку­щие параметры научных дискуссий.