Модели научного поиска

тагарская культураИтак, подход Хэнсона заставил науковедов пересмотреть ставшие поч­ти общепринятыми представления о том, что процессы научного твор­чества существенно внелогичны, рационально не моделируемы. Однако было еще одно важное следствие: подход Хэнсона способствовал раз­мыванию границы между контекстом открытия и контекстом обоснова­ния. Действительно, переход от фактов к гипотезе, производимый в ретро-дуктивном рассуждении посредством нахождения разумного основания для гипотезы, оказывается одновременно и открытием нового теорети­ческого утверждения, и предварительным обоснованием того же самого утверждения! Сегодня многие исследователи настаивают на том, что открытие и обоснование вообще являются единым непрерывным процессом, в ко­тором различать стадии можно лишь с большой долей условности: уже само выдвижение гипотезы происходит с ее одновременной оценкой и первичной проверкой. С другой стороны, разработка и обоснование ги­потезы происходят в пространстве, открытом для новых творческих ре­шений. Важно также отметить конструктивный смысл самого акта обос­нования. Давно замечено, что в процессе обоснования мы приобретаем больше знания об обсуждаемом предмете, чем имели на интуитивном уровне; в аргументативном рассмотрении мы наделяем объект новыми характеристиками, проясняем его значимые черты, устанавливаем взаимо­связи с другими объектами. Итак, в ходе изучения научного познания исследователи пришли к необ­ходимости сблизить контексты открытия и обоснования и заняться поиском новых логико-методологических средств анализа научного мыш­ления. Постараемся подробнее рассмотреть путь, который проходит творче­ское мышление от столкновения с проблемой до нахождения решения. Возможно, нам удастся при этом увидеть и оценить, в какой мере процесс научного поиска является рациональным и в какой мере он использует иррациональные факторы. Какими способами удобнее представить про­цесс научного поиска? Можно как:

1)  некую временную последовательность действий и состояний; в этом случае мы получим линейную модель, получившую достаточное рас­пространение среди исследователей творчества;

2)  представление научного поиска в виде системно организованной сово­купности задач и исследовательских действий; здесь мы сосредоточи­ваемся на изучении содержательных связей поискового процесса, за­данных самими структурными компонентами проблемной ситуации. В этом случае мы получаем структурно-системную модель научного поиска.