Л. Лаудан: сетевая модель научной рациональности

амратская культураВажно то. что сами эти принципы не статичны, а развиваются вместе с научным познанием. Таким же динамичным должно быть и само моде­лирование научного познания. Мы должны стремиться не к единственной правильной модели рациональности, а к некоторой последовательности моделей, каждая из которых реализует принципы сравнения, актуальные для определенного промежутка времени. Таким образом, подход Ньюто­на-Смита, называемый им умеренным рационализмом, предлагает дина­мическую концепцию рациональности научного познания. Итак, продвижение по пути рациональных реконструкций должно бази­роваться на обоснованных (т.с. рациональных же) установках и стремиться к последовательному совершенствованию создаваемых моделей науки. Новые рубежи в понимании того, как функционирует наука, были достиг­нуты в связи с подходом Ларри Лаудана в «Наука и ценности» (1984)1. Л. Лаудан предлагает следующую точку зрения на коммуникативно-аргу-ментационные процессы в научном сообществе. Он обращает внимание на то, что в результате выступлений Т. Куна и П. Фейерабенда были акцентированы и даже преувеличены явления разногласий среди ученых, и несколько в тени остались моменты противоположного плана — дости­жение (в конечном итоге) согласия ученых по поводу обсуждаемых тео­рий.

На самом деле для научного познания характерно что-то вроде пери­одических колебаний: периоды разногласий рано или поздно сменяются восстановлением согласия ученых. Причем восстановление единства ос­новано именно на рациональной оценке учеными имеющихся альтерна­тив. Это означает, что адекватная модель рациональности должна предло­жить более сбалансированный подход к проблеме. Под влиянием концепции Т. Куна о ценностном регулировании науч­ной деятельности среди теоретиков науки сложилась определенная систе­ма представлений о механизмах диссенсуса — консенсуса, которую Л. Лаудан называет иерархической моделью научных дебатов. Она исходит из признания недоопределенности научной деятельности имеющимися нор­мами и правилами. Согласно данной модели существуют три уровня научных дискуссий. На первом уровне обсуждаются факты, непосред­ственно относящиеся к сути той или иной научной проблемы. (Например, анализируется, насколько обоснованы те или иные эмпирические утверж­дения.) Однако стойкие разногласия по поводу фактов указывают на то, что, как кажется, ученые вышли на следующий уровень дискуссии, когда они расходятся во взглядах на сами правила и методы научной деятель­ности.